Версия для слабовидящих
Официальный сайт Главы Удмуртской Республики
и Правительства Удмуртской Республики
 
  • Сегодня:
  • Время:

Выступление на сессии Госсовета УР по итогам 2013 года

Уважаемый Владимир Петрович!

Уважаемый президиум!

Уважаемые депутаты Государственного Совета!

Уважаемые члены Правительства!

Уважаемые приглашённые!

В соответствии со статьей 47  Конституции Удмуртской  Республики представляю Государственному Совету Удмуртской Республики отчёт о результатах деятельности Правительства Удмуртской Республики в 2013 году.

Мой предшественник, Александр Александрович Волков, уже представлял вам предварительную информацию об итогах прошедшего года в декабре. Но при планировании нашего будущего очень важно учитывать текущее состояние дел. Поэтому сегодня я вам представляю уточнённые цифры и кратко обозначу свои подходы к тому, что мы будем делать в перспективе.

В ходе подготовки доклада были получены вопросы от Государственного Совета республики.  Ответы на большинство из них прозвучат в моём докладе. Более подробно мы обсудим их на встречах с депутатскими фракциями, которые пройдут в ближайшее время.

Целью и главным смыслом работы органов власти является повышение качества и комфорта жизни граждан. Именно сквозь призму человека, его нужд и стремлений нам нужно подходить к оценке работы Правительства республики. 

Одним из главных показателей благополучия общества является демографическая ситуация. Пятый год подряд в нашей республике  наблюдается положительный естественный прирост населения. По итогам прошлого года он составил 2.806 человек. У нас родилось 22.138 детей.

Основные демографические показатели, предусмотренные указами Президента России к 2018 году, республикой достигнуты уже сегодня. Наша задача – сохранить их и в будущем.

Мы продолжим добиваться сокращения смертности, в том числе детской. Усилим поддержку многодетных семей. Я полностью поддерживаю Президента нашей страны Владимира Владимировича Путина: в российских семьях должно быть не менее трёх детей. Пока в Удмуртии всего 16.669 многодетных семей. И мы должны поддерживать такие семьи,  создавать условия для устойчивого семейного благополучия и повышения их доходов. Чтобы рождение ребенка не влекло снижения материального положения родителей.

В прошедшем году на поддержку многодетных семей было направлено свыше 224 миллионов рублей, что выше уровня 2012 года на 17 процентов.

Расширен перечень мер господдержки по улучшению жилищных условий  многодетных семей. 

В 2013 году 575 многодетных семей получили бесплатные земельные участки для индивидуального строительства. В очереди – ещё более тысячи таких семей.

Обращаюсь к профильным органам государственной власти и главам муниципальных образований. Кому положено по закону получение земли – должны их получить. Без всяких проволочек.  Вся законодательная база для этого есть. До конца года очередь на получение земельных участков должна быть закрыта!

Значительный вклад в улучшение демографической ситуации вносит программа «Жильё для молодых семей». За время её действия построено 70 домов,  новосёлами стали более 5300 молодых семей. В прошлом году мы потратили из бюджета на покрытие процентной ставки 405 миллионов рублей. В этом году выплатим на 200 миллионов больше. Эта программа очень важна для молодёжи, и мы будем её продолжать.

Для каждой семьи важно также иметь возможность отдать ребёнка в детский сад и школу.

Республика входит в число десяти регионов России, которые лидируют по темпам ввода дошкольных мест. В 2013 году построено 30 детских садов, дополнительно введено 4.700 мест.

Но этого уже недостаточно. Нам необходимо еще более тысячи. После решения этой проблемы мы вплотную займемся обеспечением путевками детишек ясельного возраста.

В прошлом году, еще будучи членом Совета Федерации, я выступил с предложением на порядок увеличить сумму средств в федеральном бюджете на строительство детских садов. Моё предложение было поддержано. В бюджете 2014 года заложено на эти цели в целом по России 40 миллиардов рублей. Свою долю этих денег получит и наша республика.

Да, мы строим много объектов образования. И детских садов, и школ. Это замечательно! Но ни в коем случае мы не должны забывать о содержании и ремонте существующих учреждений. 

Я поставил Правительству республики задачу по расширению программы капитального и текущего ремонта учреждений образования. Эту работу мы начинаем уже в 2014 году. Считаю, что все школы и детские сады должны стать храмами образования не только по  названию, но и по внешнему виду и внутреннему содержанию.

А теперь несколько слов о проблеме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В республике создана хорошая система работы с этими категориями. Но при достижении совершеннолетия они должны получить жильё. И предоставить его должно государство. Решение проблемы мы нашли. Для этого нами создается специализированный жилой фонд. В 2013 году начато строительство четырёх 18-тиквартирных домов – в Сарапуле, Уве, Игре и Каракулино. Считаю, что это не окончательный список адресов, и он должен быть расширен. 

Как мы видим, в республике многое делается для того, чтобы наши дети полноценно развивались и достойно входили во взрослую жизнь. Даже по количеству вузов и направлениям специальностей в них мы можем поспорить практически с любым субъектом Российской Федерации. Однако статистика фиксирует один очень неприятный для нас процесс. Из Удмуртии продолжают уезжать. Причём - молодые люди. За последние 13 лет из Удмуртии уехали 34.553 человека. Напрашивается вывод, что республика пока проигрывает соседним регионам по привлекательности жизни. Наша общая задача повернуть эту тенденцию вспять. И сделать так, чтобы к нам приезжали жить, учиться, работать.

Что нужно людям в первую очередь? Конечно, достойная работа с хорошей оплатой.

Что касается работы, отмечу: безработица в нашей республике по методологии Международной организации труда составляет 5,7 процента.  Более того, в городе Ижевске, например, число вакансий в три раза превышает количество желающих их заполнить. Другое дело – величина зарплаты.

Сегодня статистика даёт среднюю заработную плату в республике чуть больше 21 тысячи рублей. По сравнению с предыдущим годом она выросла на 17 процентов.

Однако в целом по стране средняя зарплата составляет почти 30 тысяч рублей. По этому показателю мы занимаем 55-е место среди субъектов Российской Федерации. 

Но и это, как говорится, «средняя температура по больнице». Мы знаем, что на селе у нас средняя зарплата – около 12 тысяч рублей. Чуть больше в отраслях социальной сферы – на уровне 15-17 тысяч. Поэтому нам есть куда стремиться!

Владимир Путин определил повышение заработной платы в социальной сфере одним из важнейших  государственных приоритетов. На повышение зарплаты в бюджете республики на 2014 год заложено 4,6 миллиарда рублей.

Обращаю внимание министров, глав муниципальных образований на необходимость держать под контролем ситуацию с зарплатой в каждом учреждении. Напоминаю, руководитель несёт за это персональную ответственность. Причём ориентация исключительно на средние показатели недопустима. Повышение заработной платы должен чувствовать каждый работник! 

Разумеется, рост оплаты труда должен положительно сказываться на качестве предоставляемых услуг. И в этой связи хотел бы отметить не самую здоровую ситуацию в здравоохранении. Формально всё красиво. За 2013 год средняя заработная плата врачей составила более 31 тысячи рублей, среднего медицинского персонала – почти 17 тысяч рублей, младшего медперсонала – почти  11 тысяч рублей.

Но в мой адрес уже неоднократно поступали обращения и медицинских работников, и пациентов. Суть их в том, что за эти деньги медики вынуждены нести повышенную нагрузку, пациенты не получают качественных услуг. В итоге мы имеем очереди в медучреждениях, врачебные ошибки, «итальянские» забастовки. Кому от этого лучше?

Я уже дал поручение Правительству республики проанализировать ситуацию по всем отраслям социальной сферы и дать мне объективную картину по системе оплаты труда.

Продолжу про здравоохранение. Эта отрасль чрезвычайно важна для всех нас. И в то же время сама нуждается в лечении. После дорог – это вторая больная тема для жителей республики.

Сейчас в республике  оказывают медицинскую помощь 125 медицинских учреждений. За период реализации региональной программы модернизации  капитально отремонтировано 266 объектов здравоохранения, установлено 1.642 единицы медицинского оборудования, приобретено 6.760 единиц компьютерной техники.

Считаю, это хорошие показатели. Здесь нам есть чем гордиться.

Но вместе с тем, очереди в наших медицинских учреждениях всё равно большие. Я считаю, раз государство вкладывает такие серьёзные деньги, то закупленное оборудование должно работать на 100 процентов. Может быть, даже в третью смену. 

Качество предоставляемых медицинских услуг во многом зависит от кадров. В настоящее время в отрасли трудится почти 23 тысячи человек. И всё равно медиков не хватает. При этом мы имеем собственный медицинский вуз!

Важным фактором наполнения учреждений специалистами является не только величина зарплаты, но и решение жилищного вопроса. Это справедливо для всех отраслей социальной сферы. Считаю, нам необходимо  вместе подумать, как расширить возможности наших бюджетников по улучшению жилищных условий. Причем, эту задачу надо решать не для двух сотен человек, а массово.

Важный резерв укрепления здоровья населения – физическая культура и спорт.

Наши спортсмены последнее время нас действительно радуют. Замечательно прошла олимпиада в Сочи. Великолепно – паралимпиада. Наверное, нам осталось только выиграть Чемпионат мира по футболу летом в Бразилии.

Это показатель того, что наше государство стало действительно вкладываться в спорт. Как в массовый, так и в спорт высоких достижений. И результаты не заставили себя ждать. Потому что люди у нас талантливые. Им нужно только немного помочь, создать условия для развития.

В прошлом году на развитие спорта в Удмуртии было направлено около одного миллиарда рублей.

В результате построено, реконструировано и капитально отремонтировано более 20 объектов физической культуры и спорта.

В настоящее время почти 28 процентов жителей республики (более 420 тысяч человек) регулярно занимаются физической культурой и спортом. Их число растёт с каждым годом. Это хорошо!

Но надо стремиться к новым высотам. Считаю, что в течение ближайших пяти лет этот показатель должен достигнуть  40 процентов! Это нам по силам. Спортивных объектов у нас – достаточное количество. И мы будем строить ещё.

Кроме этого, важно использовать все формы привлечения людей к физкультуре и спорту. Например, через массовые спортивные мероприятия: «Кросс наций», «Лыжню России», спартакиады, сельские спортивные игры и другие.  

113 спортсменов Удмуртии представлены в национальной сборной России по 27 видам спорта. В том числе в олимпийских видах спорта – 46 человек. Уже в этом году мы поздравили с олимпийскими медалями Максима Вылегжанина и Дмитрия Яппарова. 

Порадовали нас и паралимпийцы: Владислав Лекомцев, Владимир Кононов, сборная по следж-хоккею. Молодцы, ребята!  Показали характер!

Надеюсь, что и в будущем наши спортсмены будут гордо нести флаг своей малой родины!

Важнейшим и знаковым вопросом для общества является отношение к социально незащищённым категориям граждан. Есть хороший лозунг: «Сильным – работу, слабым – заботу!».  Я его полностью разделяю.

На социальную поддержку и выплаты в прошлом году было потрачено 5 миллиардов 769 миллионов рублей.

В республике реализуется программа  «Доступная среда». В её рамках только за прошедший год для удобства маломобильных групп населения переоборудовано 50 объектов.

Во исполнение «майских» Указов Президента Российской Федерации на специально оснащенные  рабочие места  трудоустроено 265 инвалидов.

На поддержку организаций Всероссийского общества слепых выделено более 66 миллионов рублей. Из них около 38 миллионов – из федерального бюджета.

Но мы должны делать больше!

2014 год объявлен в России и в Удмуртии Годом культуры. Но многое было сделано и в прошедшем году.

Знаковым событием культурной жизни не только нашей республики стал первый Международный Бурановский  фестиваль народной культуры. Он собрал около 400участников и более восьми тысяч зрителей.

На высоком уровне проведены фестивали имени Петра Ильича Чайковского и циркового искусства.

Продолжилась информатизация отрасли. На базе 55  библиотек созданы Центры общественного доступа населения к электронным государственным услугам. Работают 15 электронных читальных залов и единый информационный портал библиотек Удмуртии.

Почти на 6 процентов увеличилось количество посетителей музеев.

В прошлом году мы начали подготовку к двум знаковым событиям 2015 года: 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского и 70-летию Великой Победы. Будем продолжать работу и в этом году. Эти юбилеи должны пройти на достойном уровне.

Проведение таких знаковых мероприятий направлено не только на повышение культурного уровня общества, но и на формирование чувства патриотизма. Сегодня в Удмуртии работают более 330 различных организаций и объединений патриотического направления.

Масштабным событием не только для республики, но и для Приволжского федерального округа стало открытие на базе аэродрома в Пирогово Регионального центра военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе.

Хотел бы отметить хорошую работу в прошлом году органов охраны правопорядка. Считаю, что им удалось сохранить контроль над криминальной ситуацией в республике, не допустить массовых беспорядков и проявлений экстремизма.

На прошлой сессии Госсовета мы заслушали отчет Министра внутренних дел по Удмуртской Республике Александра Сергеевича Первухина. Поэтому сегодня я не буду вновь называть прозвучавшие в нём цифры. Но в дополнение хочу сказать следующее.

Правоохранительными органами в 2013 году выявлено более 400 преступлений коррупционной направленности. Это выше уровня предыдущего года на 13 процентов.

Как сказал наш президент Владимир Путин: «Таблетки от коррупции нет». Это большая и системная работа. И впереди у нас её непочатый край.

С удивлением обнаружил, что в структуре органов государственной власти республики нет ни одного подразделения, которое бы занималось предупреждением фактов коррупции. Мы единственный регион России, где такой структуры нет. И мы ее оперативно создадим.    

Уважаемые депутаты!

Прошедший год в России и в Удмуртии был объявлен Годом охраны окружающей среды. Проведено свыше тысячи мероприятий. Ликвидировано около семисот тридцати несанкционированных свалок.

Многое сделано в плане охраны и улучшения состояния водохранилищ. На реализацию республиканской целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса» было направлено около 250 миллионов рублей, в том числе 211 миллионов – из федерального бюджета. Эти деньги были использованы на улучшение состояния Ижевского, Воткинского и Камбарского водохранилищ.

Важным элементом окружающей среды является лес. На развитие отрасли в 2013 году направлено почти 400 миллионов рублей. Из них 173 миллиона – из федерального бюджета.

В прошлом году в наших лесах была отмечена сложная пожарная обстановка. Произошло 75 пожаров на общей площади 20 гектаров. Основной причиной возгораний является  человеческий фактор - несоблюдение пожарной безопасности в лесу. Благодаря слаженной работе различных служб санитарную и пожарную обстановку в лесном фонде удалось удерживать под контролем.

Дорогие друзья!

Не буду оригинальным, если скажу, что экономика – основа жизни региона. База доходов жителей и бюджета республики.

В 2013 году предприятиями республики отгружено товаров почти на 351 миллиард рублей. Что на 8 процентов выше уровня прошлого года.

Не все отрасли промышленности смогли увеличить свои объемы. Есть объективные трудности, да. Например, мировой рынок металлов в прошлом году существенно снизился. Это негативно повлияло на наших металлургов.

В прошлом году была засуха. Но, несмотря на это, селяне произвели продукции на 46 миллиардов рублей. Это хороший показатель. Поскольку производство сельхозпродукции важно не только с точки зрения экономики, но и обеспечения продовольственной безопасности региона. 

Отмечу работу предприятий оборонно-промышленного комплекса. Несмотря на ряд существующих проблем, объем государственного оборонного заказа на протяжении последних лет увеличивается, производство спецпродукции растет. Индекс производства составил 116,5 процента. Большую помощь региону оказывает вице-премьер Правительства России Дмитрий Олегович Рогозин. С ним я в очередной раз встретился на прошлой неделе. Все наши предложения им были услышаны и поддержаны. Будет ускорено создание в Удмуртии кластера стрелкового оружия на базе концерна «Калашников». Это даст нам дополнительные заказы.

В республике продолжается формирование автомобильного кластера. На Ижевском автозаводе запущен процесс интеграции в международный альянс автопроизводителей «РЕНО-НИССАН». Ведется крупномасштабная модернизация производства.

В 2013 году с конвейера завода сошло 58 тысяч машин, что на 15% больше, чем в предыдущем году. В 2014 автопроизводство перешагнет 80-тысячный рубеж. А к 2017 году в планах предприятия достичь рекордных объемов выпуска автомобилей –300 тысяч в год.

Считаю, что развитие автомобильной индустрии должно идти через кооперацию автозавода с предприятиями республики. Создание  автокластера обеспечит значительный приток инвестиций, рост объемов промышленного производства, повышение оплаты труда и налоговых отчислений. 

Хорошие показатели демонстрируют наши нефтяники. В прошлом году они добыли около 11 миллионов тонн нефти. По этому показателю республика занимает 13-е место в России и 6-е место в ПФО.

Введено в эксплуатацию 75 новых скважин. Проведено около трёх тысяч  геолого-технических мероприятий.

Лидерами по добыче нефти являются акционерные общества  «Удмуртнефть» и «Белкамнефть».

Стабильную работу показал в прошлом году лесопромышленный комплекс. Объём производства увеличился до  7 миллиардов 400 миллионов рублей при темпе роста 107 процентов к уровню 2012 года.

Предприятиями лёгкой промышленности отгружено товаров на 1 миллиард 300 миллионов рублей, что выше уровня 2012 года почти на шесть процентов.

Такие результаты работы отрасли стали возможными, в том числе, благодаря государственной поддержке в объёме более 218 миллионов рублей.

Сумма  налоговых льгот  предприятиям отрасли  превысила 170  миллионов рублей.

Важным сектором экономики является малый и средний бизнес, в котором сегодня трудится около четверти жителей нашей республики. 

В минувшем году на его поддержку направлено свыше 230 миллионов рублей. Из них 182 – из федерального бюджета.

Фондами поддержки малого предпринимательства профинансировано 1113 бизнес-проектов на сумму более 614 миллионов рублей.

Гарантийным фондом предоставлено поручительств  на сумму около 370 миллионов рублей, что позволило бизнесу привлечь 900 миллионов рублей кредитных средств.

Хотел бы сказать в этой связи слова глубокой благодарности всем руководителям предприятий реального сектора экономики, в том числе - сидящим в этом зале. В наше непростое время создавать рентабельные производства – дело сродни подвигу. Спасибо вам!

По итогам года объем привлеченных инвестиций в экономику республики составил около 72 миллиарда рублей.

Благодаря совместной работе Правительства, депутатов Государственного Совета совершенствуется законодательная база для поддержки инвесторов. В частности, принят закон «Об инвестиционном фонде Удмуртской Республики».

По итогам  конкурса  инвестиционных проектов на право предоставления налоговых льгот, проведенного в 2013 году, 9 организаций в течение 5 лет получат около 760 миллионов рублей налоговых льгот. Это позволит увеличить налоговые поступления в бюджет Удмуртской Республики на 2,2 миллиарда рублей. Всего с 2005 по 2013 годы налоговыми льготами воспользовались 87 организаций на сумму более 1 млрд. рублей.

Объём инвестиций по проектам, победившим в конкурсе 2013 года на субсидирование процентной ставки, превысит 770 миллионов рублей. А прирост налоговых поступлений от их реализации – 49 миллионов рублей.

Вместе с тем, абсолютно очевидно, что в новой конкурентной среде развитие промышленности по «старым» правилам невозможно. Указ Президента России «О долгосрочной государственной экономической политике» нацеливает нас на повышение производительности труда и доведение доли инвестиций до четверти валового регионального продукта. Нужно использовать современные институты развития, менять существующие подходы.

Мы должны, в частности, переходить от предоставления льгот к предоставлению гарантий – политических, кадровых, инфраструктурных. Кроме того, в нашем московском представительстве, в представительствах России в зарубежных государствах должна быть самая актуальная информация о возможностях ведения бизнеса в республике. И работа в этом направлении должна носить системный характер!

Одним из способов привлечения новых инвесторов, особенно в малом и среднем бизнесе, являются индустриальные парки. Число компаний и рабочих мест в этих парках уверенно растет по всей стране.  Но не у нас.

Считаю, что Правительство республики должно пересмотреть темпы развития таких инвестиционных площадок, степень их бюджетной поддержки. Тем более что деньги эти будут возвратные – через межбюджетные трансферты от дополнительных федеральных налогов.

В республике на сегодня имеется всего три проекта государственно-частного партнерства. Это капля в море. И совершенно недостаточно для республики с таким потенциалом.

Мы должны сражаться за инвесторов как российских, так и международных. У нас хорошее стратегическое положение на стыке Европы и Азии, развитая промышленность и культура производства, много современных учебных заведений. Но мы катастрофически проигрываем другим территориям по такому параметру, как благоустройство городов. И в первую очередь, нашей столицы.

Инвесторы – это люди, которые ценят свое время и комфорт. И выбор площадки для вложения средств делают не только по объективным, но и субъективным факторам. Удобно ли добираться, какие дороги? Есть ли развитая инфраструктура? Чисто вокруг или грязно? 

Считаю, нам незамедлительно нужно на порядок повысить качество дорог. Об этом же, кстати, говорят и наши граждане. 40 процентов жителей республики ставят проблему дорог на первое место. А в Ижевске – почти 50 процентов!

Поговорим подробнее про дорогие наши дороги.

Всего в прошлом году в Удмуртии было восстановлено и отремонтировано 317 километров дорог. Значительная часть из них профинансирована из республиканского дорожного фонда. Его объём превысил 4 миллиарда рублей.

В прошлом году значительное внимание уделялось дорогам в населенных пунктах. Отремонтировано 160 улиц в городах и селах республики, 170 тысяч квадратных метров дворов.

Введено в эксплуатацию 40 километров сельских дорог, которые соединили 21 населённый пункт.

Знаковым событием прошлого года стало начало реализации  инвестиционного проекта «Строительство и эксплуатация мостовых переходов через реку Кама и реку Буй».

По подсчётам специалистов, для того, чтобы привести все дороги в республике к нормативу, нужно около 50 миллиардов рублей. И я, как профессиональный дорожник, с этим мнением согласен. Но таких денег, конечно, в один год у нас не будет. Поэтому надо работать последовательно и разумно вкладывать каждый рубль.

Как видите, уважаемые коллеги, деньги в дорожную отрасль направлены немалые. Откуда же у наших жителей такая глубокая неудовлетворенность состоянием дорог? Убеждён, что основная причина – в низком качестве дорожных работ. Возьмем для примера Ижевск. В прошлом году наша столица получила на дороги почти миллиард рублей! Серьёзная сумма. И что же мы видим сегодня?

И в центре, и на окраинах на дорогах ямы, колдобины, колеи. Каждый день жители поминают «добрым» словом и дорожников, и власти всех уровней.  К сожалению, такая ситуация не только в Ижевске, но и по всей республике.

Одним из первых своих решений я назначил министром транспорта и дорожного хозяйства профессионального дорожника Виктора Павловича Вахромеева. Задача перед ним стоит простая – привести дороги республики в нормативное состояние. При этом денег в Дорожном фонде  запланировано меньше, чем годом ранее. Особое внимание новый министр будет уделить качеству и соблюдению технологий. Сейчас, например, имеется практика заливать асфальт в непросохшие ямы. Никакой пользы от этого нет. Я распорядился прекратить такое разбазаривание бюджета. Да, в период таяния снега автомобилистам придется немного потерпеть. Но уверяю вас, на эти сэкономленные деньги мы сможем сделать больше  и лучше, когда дороги высохнут.

Кроме того, необходимо рачительно, по-хозяйски подойти к имеющимся средствам. Очевидно, что в этом году нам придется сосредоточиться на ремонтах. Если сегодня не восстановим существующее покрытие, в следующем году масштаб бедствия будет ещё больше.

Я ставлю перед дорожниками, перед Правительством такую задачу – республика должна войти по качеству дорог в десятку лучших регионов России! Этот вопрос на моём личном контроле. И я буду последовательно добиваться его решения.

От строительства дорог перейдем к строительству зданий.

В 2013 году объем подрядных работ составил почти 32 миллиарда рублей. Это на 1,6 процента больше, чем в 2012 году.

Из бюджета Удмуртской Республики на капитальное строительство было направлено 4,9 миллиарда рублей. 

Кроме того, 5,5 миллиарда рублей получено из федеральных источников.

В итоге  мы ввели в эксплуатацию 70 объектов социальной сферы.

Ввод жилья составил 533 тысячи квадратных метров, что на три процента выше уровня 2012 года.

Общий объём ипотечного жилищного кредитования в Удмуртской Республике превысил 12 миллиардов 800 миллионов рублей, что выше уровня предыдущего года на 26 процентов.

С помощью ипотеки жилищные условия улучшили 13,5 тысяч семей, в том числе – более 1600 молодых семей.

Но цена на жилье в республике остается высокой, недоступной большинству граждан. Особенно бюджетникам. Я считаю, что в самое ближайшее время нам нужно серьезно разобраться с ценообразованием в отрасли.

В прошлом году получили жилье 255 ветеранов и вдов участников Великой Отечественной войны. На 1 марта в очереди стоит еще 135 человек. 76 из них улучшат свои жилищные условия уже в текущем году. Считаю, что к 70-летию Великой Победы мы просто обязаны решить эту проблему окончательно. 

На постоянном контроле Правительства  находится ситуация с обманутыми дольщиками.

С 2010 года из почти 1500 дольщиков Удмуртии, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков, удалось помочь 1033 дольщикам. Осталось еще 363 пострадавших гражданина. Для них мы строим дом в Завьялово.

В республике до сих пор нет регионального закона, защищающего права обманутых дольщиков. Сейчас Правительство разрабатывает такой акт. В самом скором времени мы внесем его на рассмотрение Государственного Совета. 

Наша извечная проблема – жилищно-коммунальное хозяйство. Но положительные сдвиги есть и в этой отрасли. Постепенно  в ней наводится порядок. Хотя проблем еще много.

Продолжается большая работа по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилья. Для этих целей Фонд содействия реформированию ЖКХ в прошлом году выделил республике более 616 миллионов рублей. Это позволило капитально отремонтировать 76 многоквартирных домов, в которых  проживает более 11 тысяч человек. Расселено 149 аварийных домов.

На развитие коммунального хозяйства направлено 543 миллиона рублей. Это позволило модернизировать и капитально отремонтировать 23 котельных, 45 километров ветхих инженерных сетей, построить более 36 километров сетей водоснабжения.

С целью улучшения качества жилищно-коммунальных услуг Государственной жилищной инспекцией при Минстрое республики проведено около трех тысяч проверок в отношении управляющих организаций и ТСЖ. По их результатам выдано 672 предписания. Сумма штрафных санкций превысила 10 миллионов рублей.

Другой важный вопрос – снижение задолженности в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В республике создана система мониторинга кредиторской задолженности. Сформированы территориальные комиссии по урегулированию задолженности, разработаны меры по ее снижению.

В итоге, за последние полгода  удалось сократить объем задолженности  на 826 миллионов рублей. Но ее величина остается все еще запредельной и составляет около трех миллиардов рублей!

В начале этого года широкое обсуждение вызвал вопрос установления социальных норм потребления электроэнергии. Я дал поручение Правительству республики отложить введение этой нормы. Торопиться в этом вопросе мы не будем.

Несмотря на ряд позитивных изменений, положение в сфере ЖКХ остаётся напряженным.

Яркий пример – ситуация с резким увеличением цифр в платежках за тепло и горячую воду в Ижевске. Поставщик услуг в одностороннем порядке изменил цифры в квитанциях. Заранее не известив об этом ни своих потребителей, ни органы власти. Реакция на эту инициативу со стороны кураторов направления в органах власти оказалась слабой и невнятной. Никто не понёс ответственности, выводы не сделаны.  А главное, где гарантия, что такие ситуации не повторятся впредь? Минстроем направлено обращение в Прокуратуру.

Ставлю задачу Министру строительства, архитектуры и жилищной политики совместно с Региональной энергетической комиссией представить развернутый публичный отчет по этой ситуации на ближайшем аппаратном совещании.

Уважаемые коллеги!

Итоги минувшего года свидетельствуют об устойчивом развитии потребительского рынка, где трудится  около 12 процентов граждан.

Объем розничного товарооборота превысил 187 миллиардов рублей и увеличился к уровню предыдущего года почти на пять процентов.

По стоимости потребительской корзины Удмуртия занимает седьмое место среди регионов ПФО и 66 – в России.

Сегодня по обеспеченности торговыми площадями Удмуртия на одном из первых мест в России. С одной стороны, это хорошо. Выше конкуренция – больше выбор и ниже цены. С другой стороны, большая часть торговли – это федеральные розничные сети.  Они как пылесос откачивают денежные средства граждан, переводя их в другие регионы. Конечно, это объективный процесс, который идет по всей стране. Я не призываю ставить какие-либо ограничения предпринимательству. В бизнесе побеждает сильнейший. Но Правительству республики необходимо учитывать этот момент в своей работе.  

Значительный вклад в повышение качества жизни граждан вносит транспортный комплекс.

В 2013  году объём транспортных услуг увеличился  на 12 процентов по сравнению с 2012 годом и составил 19,5  миллиардов рублей.

Значительный рост произошел в воздушном транспорте. Перевозка пассажиров увеличилась на 42 процента. Предприятием «Ижавиа» внедрен пилотный проект межрегиональных авиаперевозок. Считаю необходимым вернуться к реализации проекта по созданию международного терминала в аэропорту Ижевска.

Активно обновляется подвижной состав общественного транспорта. В 2013 году приобретено 70 автобусов, из них половина оснащена оборудованием для перевозки лиц с ограниченными возможностями.

Однако есть в отрасли и свои проблемы. В частности, нехорошая ситуация сложилась в МУП «ИжГЭТ». Руководство предприятия и трудовой коллектив не могут договориться по размеру заработной платы. Ситуация дошла до того, что люди вышли на пикет к резиденции Главы республики. Считаю, что накал страстей до такой степени – прямая недоработка руководства организации. На этой неделе, как и обещал, я выеду на предприятие. Встречусь с коллективом, послушаю, о чем удалось договориться.

Прошу всех руководителей предприятий - независимо от формы собственности и правового статуса - внимательно относиться к материальному положению рабочих и служащих, не доводить проблемные ситуации до критических.

В числе важнейших наших вопросов – развитие села. Сегодня, к сожалению, из небольших населенных пунктов люди уезжают в райцентры, в города. Поскольку там нет работы и современной инфраструктуры. Поэтому мы должны уделять развитию сельских территорий удвоенное внимание.

В прошлом году была принята республиканская целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий». Этот документ призван повысить место и роль сельских территорий в социально-экономическом развитии республики.

Для этого в 2013 году мы построили для селян 15 тысяч квадратных метров жилья. Из них половину – для молодых специалистов. 

Продолжили мероприятия по укреплению кадрового потенциала. Молодым специалистам на селе выплачивается до 115 тысяч рублей «подъёмных».

Как руководитель республики я намерен в самое ближайшее время посетить все муниципалитеты. На месте познакомиться с проблемами населенных пунктов, определить приоритеты вложения средств. Возможно, после встреч с людьми появится необходимость внесения изменений в текст документа. 

Но наша главная стратегическая задача в сельской местности – привести в нормативное состояние дорогу в каждый населённый пункт Удмуртии.

Уважаемые коллеги!

Я кратко рассказал вам о том, как мы прожили прошлый год в разрезе отраслей народного хозяйства. Давайте рассмотрим его финансовую составляющую.

В прошедшем году объём бюджета республики по доходам превысил 50,1 миллиардов рублей. К уровню 2012 года он вырос на  четыре процента.

Общий объем расходов бюджета республики составил 57,8 миллиардов рублей, что выше на пять процентов уровня прошлого года.

42 миллиарда или 73 процента направлено на финансирование социально-значимых отраслей.   В первую очередь, на выплату заработной платы с учетом ее повышения в соответствии с «майскими» указами Президента России.

Утверждены «дорожные карты» по увеличению зарплаты в сферах здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания.

В целом, расходы бюджета республики на оплату труда составили 18 миллиардов рублей. Просроченной кредиторской задолженности по выплате заработной платы не допущено.

Однако многое из того, что сделано, мы делали в долг. Объём государственного долга Удмуртской Республики на 1 января текущего года составил 28 миллиардов 835 миллионов  рублей, или 78 процентов к собственным доходам бюджета. Еще два с половиной миллиарда рублей – переходящий долг по объектам капитального строительства.

Несмотря на то, что госдолг не превышает предельных величин, установленных Бюджетным Кодексом России, сейчас он является сдерживающим фактором нашего развития. В 2013 году мы отдали из бюджета 14,5 миллиарда рублей. При этом процентов - 1,8 миллиарда рублей. В 2014 году нам придется заплатить 10,6 миллиардов рублей, из которых процентов – 2,9 миллиарда. В 2015 общая цифра возврата долгов составит 10 миллиардов рублей. Из которых процентов будет 3,5 миллиарда. Как видите, это существенные цифры, которые висят на нашем бюджете, как гири.

По объёму госдолга мы занимаем 16 место в Российской Федерации.

Сейчас Правительство республики ведет работу по сокращению госдолга.  5,6 миллиарда рублей в этом году республикой было погашено досрочно. Это также способствовало не только сокращению расходов на обслуживание государственного долга, но и снижению долговой нагрузки на бюджет республики.

Впервые осуществлен выпуск государственных ценных бумаг Удмуртской Республики  со сроком обращения до 7 лет.  Удлинение срока выпуска государственных ценных бумаг позволяет равномерно распределять долговую нагрузку на бюджет и снижать риски рефинансирования государственного долга. Объём эмиссии в 2013 году составил 2 миллиарда рублей.

В следующие годы нам придется жить с этими долгами, постепенно их выплачивая.

Бюджет Удмуртской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов впервые сформирован на основе государственных программ.

Это позволит интегрировать процессы стратегического и бюджетного  планирования. А также увязать бюджетные расходы с конкретными целевыми показателями.

Безусловно, принятый бюджет формировался в условиях жесткой экономии средств. Оценки развития экономики России в нынешнем году также трудно назвать оптимистичными. Поэтому основная задача Правительства – повысить эффективность расходования каждого бюджетного рубля.

В республике реализуются Планы мероприятий, направленные на повышение доходов и сокращение недоимки; оздоровление государственных финансов; сокращение государственного долга.

Хотел бы обратить внимание, что от  управления государственным имуществом и земельными ресурсами в бюджет Удмуртской Республики поступило всего 280 миллионов рублей. Считаю, что это очень мало. Нам нужно пересмотреть подходы, повысить эффективность работы с государственным имуществом. 

Важным направлением работы Правительства остается привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных ресурсов. Особенно в условиях острой нехватки бюджетных средств.

В минувшем году на территорию республики привлечено более 22 миллиардов рублей, что на 11 процентов выше плановых значений.

Но этого совершенно недостаточно. По данным Минфина России разница между собранными на нашей территории налогами и перечислениями в республику составляет более 50 миллиардов рублей.  Так что крупные резервы в работе с федеральным центром по решению вопросов республики и муниципалитетов есть, их надо использовать.

Уважаемые коллеги!

В заключение несколько слов о государственном управлении, повышении его эффективности.

Во-первых, модель постоянного роста бюджетных расходов, основанная на высоких темпах экономического развития, исчерпала свои возможности. В этой связи наша задача в бюджетной политике – сохранение сбалансированности бюджетной системы. А в долгосрочной перспективе – обеспечение ее устойчивости, в том числе через снижение долговой нагрузки. Мы не должны работать «от достигнутого», как это часто происходит сейчас.

Центральным звеном в государственном управлении республики должны стать два документа. Первый – это Стратегия социально-экономического развития Удмуртии до 2025 года. Такой документ у нас уже есть. Но думаю, некоторые его положения и показатели морально устарели и требуют корректировки.

Второй документ – новая программа Социально-экономического развития республики на 2015-2020 годы.  Считаю, что она должна разрабатываться не кулуарно, а на основе предложений всех отраслей, муниципалитетов, с участием простых граждан. Только сами люди на местах могут определить, что им нужно в первую очередь.

Обращаюсь персонально к депутатам, главам районов. Давайте вместе организуем встречи с людьми в течение весны – лета этого года и сформируем реальный комплексный план развития республики, районов и населенных пунктов. И в первую очередь он должен учесть ремонт школ, садиков и дорог.

Во-вторых, любые большие задачи становятся решаемы лишь при обеспечении соответствующими кадрами. Государственное управление – сверхответственная работа. От неё и косвенно, и напрямую зависят жизни людей. Поэтому считаю, что к чиновникам любого ранга должны предъявляться жёсткие требования:

Первое. Это должны быть профессионалы с большой буквы. Но необходимо соблюдать тонкий баланс между управленческим опытом и юношеским новаторством.

Второе. Это должны быть действительно порядочные люди. Без внутреннего стержня, без понимания и принятия общечеловеческих ценностей во власти делать нечего. Задача, которую мы перед собой сегодня ставим – сформировать в обществе принципиальную нетерпимость к коррупционному поведению и стремиться к полному искоренению этого негативного явления. Начиная с бытовой коррупции и заканчивая коррупцией политической.

Третье. Руководители любого уровня должны быть авторитетны среди тех, кем управляют. К сожалению, некоторые управленцы, несмотря на наличие деловых качеств, совершенно лишены этого свойства.

Я уже заявлял, что буду продолжать формировать органы исполнительной власти республики по принципу «открытого правительства».

Полагаю, что клановость и келейность при кадровых назначениях – это прошлый век менеджмента. Во власти должны работать самые профессиональные, самые авторитетные, самые мотивированные. Только тогда у власти и общества будет взаимное доверие.

Уважаемые товарищи!

Работа, которая всем нам предстоит, не исчерпывается сказанным. Задач у нас много, а возможности ограничены. Большой потенциал я вижу в создании корпоративного духа, единой управленческой команды, которая  умеет работать оперативно, профессионально, без пафоса и формализма.

Спасибо за внимание!

Возврат к списку